10+2 базовых лекций
про постсоветский город и сообщества
авторские модели, технологии, определения
Спроси у Свята!
Консультирую по вопросам развития территорий/сообществ/идентичности/творческих кластеров/культурных центров, делюсь контактами активистов/экспертов сети ЦПУ, помогаю разобраться с проектами/процессами, объясняю как можно влиять/договариваться/проектировать/исследовать. Задавайте вопросы!
Ситуация/вопрос
Всем привет, меня зовут Свят Мурунов, в 2000 году я принимал участие в экспедиции Вячеслава Леонидовича Глазычева "Глубинная Россия", после которой решил разобраться как все устроено, в чем причины происходящих процессов и как на это можно влиять. В основе моего подхода системный анализ, построение моделей из прикладных исследований, генерация и проверка гипотез, практика.
Методология – это способность структурировать свой опыт и создавать из него новые системы. Здесь представлены основные авторские модели и технологии по осмыслению и перезагрузке постсоветского пространства.
1
Модель постсоветского города
Как устроен город? Почему всё так? Кто в этом участвует? Кто такой горожанин, чем он отличается от жителя?
Трёхслойная модель Мурунова (физическое пространства, социальные системы, культурные коды). Видео лекции.
2
Модель идентичности
Крестьянская, колхозная, заводская, советская, европейская – почему постсоветское мировоззрение состоит из противоречий, из каких примеров/элементов/укладов состоит среда, социальные практики и картина мира. Видео лекции.

3
Городские сообщества
Определение – что такое сообщество, городское/локальное, форма организации сообществ, сеть, волонтеры, проекты.
Видео лекции.
4
Культурные коды
Культурный код – минимальный элемент опыта, пережитого и описанного, встроенного в контексты. Авторское определение культурного кода (масштаб/тип/автор/связи). Река времени.
Видео лекции.
5
Модель творческой экономики
Творческая экономика это модель взаимодействия, кто такие генераторы и почему культура основной ресурс, зачем нужны проблематизаторы и что на самом деле представляет из себя хорошее ТЗ/качественный анализ ситуации, почему способность генерировать собственные решения (технологии) важна для производства (деятели) и экспорта (деньги на внешних рынках). Видео лекции.
6
Технология вовлечения
Вовлечение, социальное проектирование базируется на ценностях (этика), – чтобы вовлекать нужно представлять себе как устроен человек/сообщество, какие права/свободы. Что такое импульс (желание изменений) и как модерировать импульсы. Почему ответственность за выработанное совместное решение не может быть присвоено кем-то одним (манипуляции/монополизация).
Видео лекции.
7
Социальные компетенции
Идеологи (как вы думаете), организаторы (как вы принимаете и исполняете решения), коммуникаторы (как вы передаете/принимаете информацию) – важнейшие социальные компетенции. Люди разные, социальные навыки можно/нужно развивать, если понимать как и какие. Видео лекции.
8
Модель проекта
Проект это ситуация изменений, презентация это состояние проекта в любой момент. Как начинаются проекты, что такое СУП (система управления проектом) и как из сообщества появляются команды/проекты, могут ли проекты повлиять на процессы и что для этого нужно учитывать. Видео лекция.
9
Новые города
Гипотеза: чтобы справиться с кризисами/вызовами цивилизации нужны новые города. Новый город – это модель управления (другая городская политика и модель самоуправления), сети сообществ и специализации деятельности. Зачем нужны новые города, какие нужны новые города и как их начинать.
Видео лекции 1. Видео лекции 2.
10
Технология городской модерации
Если устойчивое развитие это сложная горизонтальная деятельность, то кто и как может начать диалог в конфликтных и вертикальных системах (постсоветское общество). Для этого была разработана и внедрена технология городской модерации (замена вертикали на коммуникационную горизонталь). Сервис по модерации вот тут. Видео лекции.
11
Городские проекты и процессы.
Город состоит из непрерывных процессов, проект – это попытка изменить эти процессы, напряжение которое необходимо сделать участникам (городским системам), чтобы поменять процессы. Сложность проекта – в необходимости "меняться на ходу", не останавливая существующие процессы вносить изменения, надо выбрать правильный момент, сделать анализ, вовлечь всех кого касается ситуация. К сожалению на постсоветском пространстве созданы целые отрасли/министерства/программы "развития" которые запускают "проекты" но эти проекты не меняют существующие процессы, а создают иллюзию изменений и потребляют ресурсы всей системы. Почему городской проект это сложно/больно/дорого, и как научиться создавать проекты, меняющие процессы. Видео лекции.
12
Городские политики и право на город.
Городские сообщества и городские активисты все чаще выступают с защитой интересов (экология/история/градостроительная политика/гражданские права и свободы), фактически постсоветский город переживает фазу зарождения диалога и публичной политики (как столкновение разных интересов), смена роли городских активистов, вопросы отличия политики от урбанистики, кто такие депутаты и как городским сообществам влиять на процессы становится актуальной темой для исследования. Социальное проектирование как метод позволяет разобраться в отличиях манипуляции от диалога и научиться разным городским системам представлять свои интересы публично. Видео лекции.
Поддержать автора
сейчас идёт работа над книгой "Модель постсоветского города: среда/социум/смыслы"
Для вопросов и предложений
Святослав Мурунов
независимый урбанист, философ, социальный инженер
Phone: +7 906 397 19 30
E-mail: swqt@mail.ru
Made on
Tilda