Дефицит понимания при избытке тем/проектов/новостей ))
Как создавать понимание общей ситуации? Кто имеет на это право? откуда рождается запрос на общую коммуникацию?Понимание общего чего-либо – складывается из ощущений(страхи/надежды/вдохновения) и соображений каждого (опыт/цели/интересы), кого касается общая ситуация (будь-то совместное событие/общее пространство/распределение ресурсов и тп). Основная проблема постсоветского разрушенного понимания, что способы конструирования (коммуникации) остаются все еще советскими (Люди-ответы/шаблонные решения/слоганы вместо образов), причины культурные: так как общение является повседневной всепроникающей практикой, то воспроизводство насильных и бессмысленных методов общения (мы должны/всегда так было/как скажут так и сделаем/хватит болтать давайте делать) приводит к повторению тех же форм, что и раньше: - типовая детская площадка, вместо совместной игры разных детей и взрослых во дворе - стандартный праздник "сцена-шарики-салют", вместо знакомства и совместного творчества - типовое решение (особенно в ЖКХ) "пусть все сделает тот кому платим" без реального распределения ответственности между всеми кого касается - депутат, который выбирается сам по себе, а не делегат, которого выбрало и поддержало сообщество - "городской проект" в котором главное освоить бюджет, а не решить системные социальные вопросы, которые годами не решаются - новая школа (стены/техника), в которой старая программа и опять нет участия родителей/выпускников/школьников и педагогов - новый город, в котором нет новой деятельности )) а есть только стены и дороги - творческая команда, где все роли занимает один человек (который постоянно повторяет как мантру "мы же команда", но другие участники имеют право только говорить "да") В чем причина? почему качество и сложность совместно вырабатываемых решений деградируют? Мой ответ: опыт предыдущих поколений нуждается в постоянном исследовании и оценке (поэтому в любой коммуникации нужен этап анализа), новые решения это комбинация/синтез/конфликт различных интересов, которые необходимо проговорить так (!) чтобы одновременно встретилось все противоположное и не проговоренное )) принятие решений это всегда про ответственность, как и кто может изменить себя/свои ресурсы/свое поведение чтобы совместно найденное состоялось? (в этом критически важное отличие от соучаствующих техник - где вас всегда спрашивают "чего вы хотите?" и редко задают вопрос "чем будете отвечать? как готовы участвовать в управлении?" )) любая совместная коммуникация любого масштаба включает в себя этику (ценности и цели коммуникации), если цель "продавить готовый ответ", то модерация не нужна, нужны новые форматы "продажи картинок от архитекторов", если же цели реально разобраться в чем причины текущего положения сообщества/общества/компании/команды, и найти совместно разделяемое решение (то есть согласиться и понять/принять необходимость изменений), то модерация, именно та технология, в которую заложена этика другого порядка – развитие это самоорганизация из начальной позиции (как есть сейчас) в направлении собственной цели (а вот кто мы, вот куда нам надо, вот как мы можем туда попасть )) Курс городской модерации это погружение через практику в другую этику коммуникации, это инструмент формирования общего языка (общего понимания) в любой (даже самой конфликтной или непонятной ситуации), и это базовый навык для любых горизонтальных систем - будь то сообщество/или творческий кластер. Модератор, это не должность, а роль, взять и научиться задавать вопросы/слушать и слышать других может каждый, это не волшебная таблетка, это про изменения себя и своего отношения к другим, через коммуникацию )) это больно, особенно "героям", которые привыкли всех спасать, хотя их об этом не просили, и вызывать чувство вины за несостоявшееся светлое будущее, хотя именно светлое будущее и не обсуждали ))